1.1. Анализ внешнего окружения
Анализ внешнего окружения состоит из определение основных участников и границ рассматриваемой отрасли на основе четырехуровневого анализа внешнего окружения.
Объективная оценка организации и окружения содержит четырехуровневый анализ внешнего окружения:
1.1.1. Уровень макроокружения
-
1.1.2. Отраслевой уровень
-
1.1.3. Уровень стратегических групп
-
1.1.4. Уровень отдельных конкурентов
- Выделение ключевых факторов, влияющих на рассматриваемую отрасль и определяющих развитие ее основных участников на основе выводов проведенного маркетингового исследования дальнего окружения организации с использованием модели STEP – факторов.
- Обоснование границ рассматриваемого отраслевого рынка.
- Приведение обоснованных выводов последовательного анализа по каждой из пяти сил модели М. Портера маркетингового исследования ближнего окружения организации, определяющего отраслевую структуру и конкуренцию с учетом этапа жизненного цикла отрасли в которой действует организация и дифференциации производимого продукта.
- Исследование ключевых факторов успеха в отрасли - основных движущих сил конкуренции в отрасли и привлекательности отрасли и ее отдельных сегментов для выяснения возможностей формирования успешной конкурентной стратегии организации с использованием фактического материала о рассматриваемой отрасли. Учитываются потребности и потребительские продпочтения потребителей, полученные как выводы проведенного маркетингового исследования потребителей.
- Приведение обоснованных выводов маркетингового исследования конкурентной отраслевой динамики в виде формирования предположений о возможных изменениях в отраслевой структуре для прогнозируемого будущего.
- Выделение основных стратегических групп - совокупности фирм в отрасли, имеющих сходную или идентичную стратегию и обоснование выбора по показателям структуры затрат, уровня диверсификации продукта, формальным организационным структурам, профилям ресурсов, прибыльности, стратегическому позиционированию, возможному поведению.
- Составление визуальной карты стратегических групп методом кластеризации или картографирования по двум переменным в соответствии с масштабом деятельности и ресурсами для поддержания масштаба.
- Формирование предположений о возможном развитии существующих стратегических групп и стратегического пространства – потенциальных благоприятных возможностей в изменении рыночных позиций и конкурентных стратегий, которые могут быть реализованы при создании благоприятных условий с указанием вариантов освоения или отказа от освоения новых стратегических пространств.
1.1.4. Уровень отдельных конкурентов
- Приведение обоснованных выводов маркетингового исследования конкурентов для проведения классификации на основе используемых ими стратегий ценностных предложений участников отрасли и соответствия ключевым факторам успеха в отрасли.
По итогам проведенного анализа составляются предположений о возможном развитии основных участников отрасли и собственной организации в виде альтернативных долгосрочных сценариев будущих стратегий, с учетом возможностей организации, отраслевой и конкурентной динамики.
Этапы определения долгосрочных сценариев:
- Определение масштаба рынка, на котором действует и/ или планирует действовать организация
- Определение ключевых внешних движущих сил изменений
- Составление предварительных сценариев, определение наилучшего и наихудшего сценария, сценария экстремальной ситуации
- Определение и развитие темы сценариев
- Дальнейшие исследования, уточнение первоначальных предположений
- Разработка и оценка альтернативных вариантов
Что такое анализ ресурсов и стратегических способностей?
Что такое оценка ожиданий заинтересованных сторон?
Что такое стратегия и стратегический процесс?
Какие особенности этапов процесса стратегического планирования?
Статья является авторской. При копировании и использовании ссылка на источник обязательна.
